Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные условия развития общества ставят перед личностью ряд требований: гуманистические ценности, гражданственность, патриотизм, коммуникабельность, толерантность, формирование которых происходит во время всестороннего общения детей друг с другом, их разноплановой деятельности (игр, учебно-воспитательного процесса, общественно-полезного труда). Особую роль в этом занимает детский коллектив как среда становления и развития личности ребенка, что осуществляет разнообразное влияние и является основой взаимодействия через коллективные святи.
Актуальность выбранной темы продиктовано социально - культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения.
Детский коллектив, как феномен на протяжении ХХ века, вызывал и вызывает интерес представителей различных наук: психологии (А. Залужный, Я. Коломинський, А. Петровский), педагогики (Н. Красовицкий, А. Макаренко, Л. Новикова, В. Сухомлинский, А. Сухомлинская). Кроме того, практики образования часто обращаются к отдельным аспектам механизмов формирования детского коллектива. Это подтверждается наличием значительного количества публикаций и исследований по заявленной проблематике.
В каждом городе, в каждой области нашей страны существует немало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Это художественные, музыкальные, театральные коллективы, коллективы КВН и многие другие.
Первоочередной задачей при изучении проблемы детского коллектива выступает разработка его психологических и педагогических основ.
Степень разработанности проблемы. Методологической базой теории отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу являются труды ученых, таких как Ш.А. Амонашвили, Е. Александрова, А.А. Амельков, Н.П. Аникеева, Л.Н. Буйлова, Н.Ф. Голованова, И.Н. Емельянова, Г.В. Козлова, Я.Л. Коломинский, Д.И. Латышина и др.
Объект исследования: воспитательный процесс.
Предмет исследования: детский самодеятельный коллектив
Цель исследования: изучить детский самодеятельный коллектив как инструмент воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «коллектив»;
- выявить особенности детского коллектива;
- рассмотреть понятие: «детский самодеятельный коллектив»; этапы развития детского самодеятельного коллектива.
Методы исследования. Для достижения цели и задач исследования мной применялся следующий комплекс методов: работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 Детский коллектив как фактор развития ребенка
1.1 Сущность понятия «коллектив»
Осуществление запланированного анализа, по нашему мнению, целесообразно начать с рассмотрения сущности категории «коллектив», что выступает смысловой основой понятия «детский коллектив».
Сегодня, обращаясь к лексическому значению слова коллектив, стоит подчеркнуть его латинское происхождение (collectivus) и отсутствие единого подхода к переводу – означает сборище, толпа, собрание, объединение, группа .
В современной литературе это понятие употребляется в двух значениях: широком и более узком. В первом под коллективом понимается любая организованная группа людей, а более узком - трактовка представляет коллектив как исключительно высокоорганизованную группу.
Коллектив является предметом изучения ученых различных отраслей знаний.
Так, Грейг Крайг представляют коллектив как социальную общность, которой присущи территория, социальное взаимодействие и устойчивые связи между индивидами .
В социологической науке существует отдельное направление социология коллектива, что изучает коллектив как многомерное явление с разных позиций: как стабильную, саморегулирующуюся социальную систему; субъект и объект управления социальными процессами на социальном микроуровне; субъект и объект формирования, развития и регулирования социальных отношений; - субъект и объект формирования, поддержания и развития коллективистского образа жизни.
Итак, в социологии коллектив рассматривается с позиции менеджмента в контексте проблемы взаимодействия различных субъектов управления по их объектам. Основное внимание уделено изучению такой разновидности коллектива как трудовой с целью успешного осуществления социального управления трудовыми коллективами, поскольку от психологического климата в нем зависит благополучие и работоспособность его членов.
Социологические исследования доказывают, что роль коллектива в деятельности организации определяется степенью согласованности коллективных и организационных интересов, а основная задача руководителя заключается в систематическом выявлении и развитии совместной деятельности.
Проведенный анализ проблемы коллектива в контексте социологической науки показал, что детальную разработку получили вопросы, связанные с управлением трудовыми ресурсами и организациями, определения сущности понятия трудовой коллектив.
В отечественной психологической науке различные аспекты деятельности коллектива изучали В. Бехтерев, Л. Выготский, А. Залужный, Я. Коломинский, А. Петровский, Д. Эльконин и др.
Но целесообразно заметить, что все названные психологи объясняли феномен коллектива (как и других типов коллектива) как социально-психологическое явление путем интерпретации понятия «социальная группа».
К экспериментальному изучению различных аспектов групп обращались зарубежные психологи Ф. Олпорт (США), В. Меде (Германия), К. Левин (США). Результаты их эмпирических исследований обогатили мировую науку и известны сегодня как теория группового поведения, идея двумерного рассмотрения группового процесса, направление «групповой динамики».
Сегодня в изучении феноменов малых групп выделяют разные подходы, которые дают возможность трактовать их многообразие, среди основных: деятельностный, социометрический, параметрический и организационно-управленческий.
Психологи по критерию взаимодействия определяют социальные (имеющееся взаимодействие) и несоциальные (взаимодействие отсутствует) группы. С точки зрения предмета нашего исследования представляют интерес социальные группы. В научно-справочной литературе это понятие трактуется как «совокупность людей (индивидов) (от двух и более), которые имеют общие социальные признаки, что взаимодействуют на основе неформальных или формальных связей и выполняют необходимую для общества функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности».
Исходя из таких теоретических подходов, ученые считают понятие «социальная группа» исходным относительно понятий «класс», «коллектив», «нация» .
Социальные группы психологи классифицируют на основе таких критериев:
- по количеству индивидов (малые – большие);
- по характеру внутренней структуры (первичные – вторичные);
- по уровню сплоченности;
- по степени взаимодействия (внешние – внутренние);
- по задачам, которые ставят перед собой (формальные – неформальные);
- по культурологическим признакам (маргинальные).
Итак, психологический контекст исследований коллектива дает возможность отнести его к малым социальным группам и определить как первичное формальное объединение.
Сегодня коллектив воспринимается как социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 76 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
2. Александрова Е. Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве / Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. – 2008. - № 4. – С. 85-89.
3. Амельков А.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2015. – 72 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000. – 78 c.
5. Буйлова Л. Н. Государственный заказ на дополнительное образование детей: проблемы формирования и освоения // Техническое творчество молодежи. – 2014. –6 (88). – С.8-12.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Интов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
7. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
8. Грейс Крайг. Психология развития / 9-е издание / К. Грейс. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
9. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / И.Н. Емельянова. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2003. – 216 с.
10. Ефремова Е.В., Содружество двух домов (Роль учреждения ДОД в работе с семьей) / Е. Ефремова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - № 1. – С. 8-11
11. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие для студ. / Л.Д. Ивлева. – М.: ЧГАКИ. – 2-е изд, испр. и доп. – Челябинск, 2013. – 60 с.
12. Козлова Г. В. Программа воспитательной работы // Классный руководитель – № 4. – С.2 – 2000. – С. 73-74.
13. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научнометод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА - информ», 2003. – 312 с.
14. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
15. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2011. – 287 c.
16. Смирнова С. С. Творческий коллектив: понятие, классификация, структура // Мир науки и образования. – 2014. – 4. – С. 218-220.
17. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. –Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – С. 23-32.
18. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника / Г.Н.Филонов. – М.: Педагогика, 2015. – 224 с.
19. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности // Пер. с англ. А.Р. Руденко. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.
20. Шевченко А.П. Формирование как педагогический процесс / А.П.Шевченко. – Самара: СИПКРО, 2010. – 81 c.